Тест: Формирование информационной культуры личности. Образовательный портал Материал для письма "пергамент" был сделан из

^ Анкета 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

1. Какими источниками информации вы чаще всего пользуетесь?


  1. Школьная библиотека

  2. Домашняя библиотека

  3. Газеты журналы

  4. Родственники

  5. Друзья

  6. Телевидение

  7. Интернет

  8. CD энциклопедии

  9. Другое (дописать)
2. Какую информацию вы чаще всего ищите в различных источниках информации?

  1. Учебную, познавательную

  2. О компьютерах, компьютерных играх

  3. О событиях в стране, за рубежом

  4. Развлекательную, юмор

  5. Музыка

  6. Спорт

  7. Бытовая информация (советы)
3. Как вы работаете с получаемой информацией?

  1. Используете полученную информацию целиком

  2. Критически относитесь к информации и используете только то, что считаете необходимым

  3. Собираете информацию из разных источников и соединяете в собственную
4. Оцените по пятибалльной шкале каждое из своих умений работать с информацией (5 – умею работать с информацией; 4 – умею выполнять основные действия; 3 – работа с информацией вызывает у меня затруднения; 2 – мне трудно работать с информацией; 1 – не умею работать с информацией)

  1. Поиск информации

  2. Оценка и отбор информации

  3. Обобщение и обработка информации

  4. Представление информации
5. Как и где вы используете полученную информацию?

6. В каком возрасте вы впервые сели за компьютер?

7. Когда вы впервые вышли в Интернет?

8. Где вы обычно пользуетесь компьютером?


  1. Дома;

  2. В школе;

  3. В интернет-клубе;

  4. У друзей.
9. Где вы можете получить доступ в Интернет?

  1. Дома;

  2. В школе;

  3. В интернет-клубе;

  4. У друзей.
10. Доверяете ли вы информации полученной в Интернете?

  1. В большей мере

  2. В меньшей мере
11. Какую роль в вашей жизни играет Интернет?

  1. Интернет - такая же важная сфера моей жизни, как школа, друзья, без которой моя жизнь была бы неинтересной.

  2. Интернет - ещё один источник информации, которым удобно иногда пользоваться.

  3. Интернет – просто развлечение.
12. Что вы обычно делаете выходя в Интернет?

  1. Нахожу нужную мне информацию

  2. Читаю интересную информацию

  3. Играю в игры

  4. Общаюсь (ЧАТ)

  5. Отправляю и получаю письма

  6. «Брожу» по Интеренту в поисках интересного

  7. Участвую в обсуждении интересных вопросов в Интернет – конференциях

  8. Пользуюсь услугами Интернет - рассылок
13. Как часто вы используете Интернет как средство общения?

  1. Постоянно

  2. Часто

  3. Иногда

  4. Не использую
14. Какие достоинства и недостатки использования Интернета вы можете назвать?

Приложение 2

^ МОНИТОРИНГ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ


Опрос 1. ДИАГНОСТИКА МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мероприятия

Наименование мероприятий проведенных за последние 2 г.

^ Анализ эффективности и личностной значимости

Перспективный план на учебный год

Использование ИКТ в образовательном процессе, технологий обучения детей и т.п.

Работа в сетевом методическом объединении, сотрудничество с методическим центром, другими организациями образования

Участие в профессиональных и творческих дистанционных педагогических конкурсах

Участие в дистанционных семинарах, форумах, методических и предметных неделях

Разработка дистанционных авторских программ, элективных курсов

Публикации статей на профессиональные темы, в том числе размещение на областных / в республиканских порталах сети Интернет

Опрос 2. ^ ПОДХОДИТ ЛИ ДЛЯ МЕНЯ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ?

Начало формы

1. Моя потребность в этом курсе в данный момент…
а. Очень велика, поскольку я преследую вполне определенную цель.
б. Средняя, так как позже я смогу поучиться на аналогичном очном курсе по той же или другой теме.
в. Низкая. Это дело может и подождать.

^ 2. Ощущение того, что я являюсь частью учебной группы…
а. Не так уж для меня и важно.
б. Достаточно важно для меня.
в. Очень важно для меня.

^ 3. Я бы отнес себя к тем людям, которые…
а. Часто делают разные вещи с опережением графика.
б. Время от времени нуждаются в напоминаниях.
в. Привыкли все откладывать на последнюю минуту и часто не завершают то, за что берутся.

^ 4. Групповая дискуссия это…
а. То, что мне очень редко помогает.
б. Иногда может помочь.
в. Всегда мне помогает.

^ 5. Когда преподаватель объясняет правила выполнения задания, я предпочитаю…
а. Разобраться во всем самостоятельно.
б. Пытаюсь все сделать так, как объяснили, а затем, если это требуется, обращаюсь за помощью.
в. Прошу объяснить мне правила в индивидуальном порядке.

^ 6. Мне нужно получать отзывы преподавателей на выполненные задания…
а. В течение нескольких недель, чтобы я проследил, что я уже сделал.
б. В течение нескольких дней, иначе я забуду, что я сделал.
в. Сразу же после их сдачи или я очень расстроюсь.

^ 7. Принимая во внимание мой ежедневный график работы и отдыха, я смогу уделять дистанционному обучению время, которое…
а. Даже больше того, что нужно для очного обучения.
б. Будет таким же, как в очном обучении.
в. Меньше, чем для очного обучения.

^ 8. Посещение занятий в учебном заведении…
а. Совершенно не подходит для меня, так как я очень занят (работа, семья, личные проблемы) в те часы, когда нужно быть на занятиях.
б. Затруднительно, но я смогу изменить приоритеты и организовать свое время так, чтобы успевать на занятия.
в. Вполне мне подходит.

^ 9. Оценивая себя как читателя, я бы мог сказать, что мой уровень…
а. Хороший – обычно я понимаю любой текст без посторонней помощи.
б. Средний – иногда мне требуется помощь, чтобы понять текст.
в. Ниже среднего.

^ 10. Когда у меня возникают проблемы при изучении предмета…
а. Я считаю вполне нормальным подойти к преподавателю и задать ему вопрос.
б. Мне неловко беспокоить преподавателя, но я все равно стараюсь это делать.
в. Я никогда не подойду к преподавателю, чтобы признаться в своем незнании.

Конец формы

Школьный электронный журнал

Конец формы

Конец формы

Конец формы


Данная анкета предназначена для заполнения родителями учащихся

Есть ли у вас возможность ежедневно беседовать со своим ребёнком о его школьных делах? *

Да нет иногда

Успеваете ли вы ежедневно проверять дневник своего ребёнка? *

Да нет иногда

Интересны ли вам дела, в которых участвовал или будет участвовать ваш ребёнок? *

Часто ли ваш ребёнок скрывает от вас неприятности в школе или плохие отметки? *

Да нет иногда не знаю

Есть ли у вас дома выход в интернет? *

Нет, но скоро будет нет да

Есть ли у вас на работе выход в интернет? *

Считаете ли вы необходимым создание школьного электронного журнала? * да нет

Считаете ли вы нужным создавать персональные школьные электронные дневники? *

Какую информацию вы считаете нужным разместить в школьном электронном журнале: *

Оценки замечания поощрения

Итоги внеклассных мероприятий планы мероприятий, экскурсий

Консультации учителей консультация психолога

Ваши предложения по созданию и содержанию школьного журнала.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ГЛОССАРИЙ

Программа (экономическая, социальная) – совокупность взаимООвя­занных мер, план действий, направленных на достижение единой цели, решение одной проблемы.

Проект – ограниченная во времени деятельность, направленная на создание уникального продукта или услуги; любая деятельность, имеющая четко определенную отправную точку и цели, достижение которых означает завершение деятельности. На практике большинство проектов для достижения целей могут использовать лишь ограничен­ные ресурсы.

Цель – 1. желаемый результат (предмет стремления); то, что хочется осуществить; 2. чётко описанное желательное состояние, которого необходимо достигнуть. 3. предвосхищаемый в сознании результат деятельности.

Задача - проблемная ситуация с явно заданной целью , которую необходимо достичь; в более узком смысле задачей также называют саму эту цель, данную в рамках проблемной ситуации, т. е. то, что требуется сделать. В первом значении задачей можно назвать, например, ситуацию, когда нужно достать предмет, находящийся очень высоко; второе значение слышно в указании: «Ваша задача - достать этот предмет». Несколько более жёсткое понимание «задачи» предполагает явными и определёнными не только цель, но и условия задачи, которая в этом случае определяется как осознанная проблемная ситуация с выделенными условиями (данным) и требованием (целью).

Индикаторы – определенные параметры, показатели, по которым можно судить о выполнение поставленных целей и задач.

^ Мониторинг программ - С методологической точки зрения мониторинг программ можно рассматривать как процедуру по оценке целью, которой является выявление и (или) измерение эффектов продолжающихся действий без выяснения причин. В контексте концепции о волнах в развитии Оценки как дисциплины, мониторинг можно считать базовым элементом, присущим «третьей воле» развития оценки . Мониторинг выступает в качестве внутренней процедуры, основанной на индикаторах и результатах, а также как инструмент сбора информации и отчетности.

^ Оценка программ (англ. program/policy evaluation) - аналитический инструмент или процедура, предназначенная для измерения прямых эффектов, результативности и долгосрочных последствий реализации государственных программ, отраслевых политик, ассессмента воздействия, а также программ развития, проектов некоммерческого сектора, корпоративных программ. Соответственно, "оценочное исследование" – междисциплинарное исследование, использующее экономические, социологические, политологические методы в соответствии с признанными открытыми стандартами («руководящими принципами») национальных и международных обществ по оценке.

^ Социальная политика представляет собой комплекс социальных программ.

Социальная программа – программа, нацеленная на решение той или иной социальной проблемы. Как правило, социальный и социально-экономический эффект социальных программ выражается в повышении качества жизни граждан и общества в целом. В конечном итоге, в процессе реализации социальных проектов/программ чаще всего решаются насущные проблемы общественного характера: снижение уровня бедности, смертности, уменьшение количества бездомных и т.д.

Эмпирическая социология - это совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации. Эмпирическую социологию называют также социографией. Такое наименование представляется более точным, поскольку оно подчеркивает описательный характер этой дисциплины. Основная ее функция – изучение общественного мнения и разных социальных процессов, описание отдельных частных сторон жизни общества. Эмпирическая социология обречена на ошибки без теоретической социологии.

^ Теоретическая социология - социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания . Необходима для адекватной интерпретации социальных явлений и поведения людей. Без данных эмпирической социологии теоретическая социология становится неаргументированной.

Опро́с - психологический , заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Интервью - психологический вербально-коммуникативный метод , заключающийся в проведении разговора между психологом или социологом и и - стандартная методика исследования в области общественных наук , имеющая своим предметом анализ содержания текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции. В отечественной исследовательской традиции контент-анализ определяется как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей . Контент-анализ применяется при изучении источников, инвариантных по структуре или существу содержания, но внешне бытующих, как не систематизированный, беспорядочно организованный текстовой материал. Философский смысл контент-анализа, как исследовательского метода, состоит в восхождении от многообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста. В указанном смысле, контент-анализ является одной из номотетических исследовательских процедур, используемых в сфере применения идеографических методов.

^ Запр́ос - это формулирование своей информационной необходимости.

Выборка - множество случаев (испытуемых, объектов, событий, образцов), с помощью определённой процедуры выбранных из генеральной совокупности для участия в исследовании.

^ Качественная характеристика выборки – кого именно мы выбираем и какие способы построения выборки мы для этого используем.

Количественная характеристика выборки – сколько случаев выбираем, другими словами объём выборки.

Потребитель - гражданин , имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В нашем случае потребитель – это получатель благ, услуг от реализации той или иной социальной программы.

1 Kawachi P. Computers, multimedia and e-learning. In U.V.Reddi & S. Mishra (Eds.), Educational media in Asia, (pp. 97-122). – Vancouver: Commonwealth of Learning. – 2010. – January 4 //http://www.col.org/colweb/site/ pid/3329

Woodill G. Where is Learning in e-Learning?: a critical analysis of the e-learning industry. – Opentel Corporation, 2004. – 22 p.

ТЕМА 4. Библиографическое описание: ГОСТ 7.1-2003
51. Задание № 51

Отметьте, элемент библиографического описания, который к заголовку НЕ относится. По характеру сведений о документе различают следующие виды заголовков:


  • имя лица

  • наименование организации

  • унифицированное заглавие

  • обозначение документа

  • обозначение материала
52. Задание № 52

ГОСТ, которым руководствуются при составлении библиографического описания документа:


  • ГОСТ 7.1-84 0

  • ГОСТ 7.1-2003

  • ГОСТ 7.60-2003

  • ГОСТ 7.11-78
53. Задание № 53

В качестве элемента "заголовок описания", может выступать:


  • ответственный редактор

  • название книги

  • имя первого автора

  • составитель
54. Задание № 54

  • не указываются, книга описывается под основным заглавием
55. Задание № 55

Знак препинания, который предшествует элементу библиографического описания "сведения об ответственности" :


  • .- (точка и тире)

  • , (запятая)

  • ;(точка с запятой) D:(двоеточие)

  • /(косая черта)
56. Задание № 56
Отметьте, правильный ответ

Область "выходных данных" в составе библиографического описания, включает:


  • место издания, имя издателя, дата издания

  • место издания

  • имя издателя (издательство)

  • дата издания

  • сведения о повторности издания
57. Задание № 57

Знак препинания, предшествующий элементу библиографического описания "место издания, распространения":


  • .- (точка и тире)

  • , (запятая)

  • ; (точка с запятой)

  • :(двоеточие)
58. Задание № 58

Знак препинания, предшествующий элементу библиографического описания "имя издателя":


  • .- (точка и тире)

  • , (запятая)

  • ;(точка с запятой)

  • :(двоеточие)

  • / (косая черта)
59. Задание № 59

Год в элементе библиографического описания "дата издания" указывается:


  • арабскими цифрами с буквой г.

  • арабскими цифрами без буквы г.

  • римскими цифрами с буквой г.

  • римскими буквами без буквы г.
60. Задание № 60

Область физической характеристики в составе библиографического описания, входит:


  • сведения об иллюстрациях, таблицах, фотографиях

  • объем документа, сведения об иллюстрациях

  • тираж
61. Задание № 61

Элемент библиографического описания, перед которым не ставится знак препинания: (двоеточие)


  • сведения об издании

  • имя издателя

  • сведения, относящиеся к заглавию

  • сведения об иллюстрациях, схемах, таблицах
62. Задание № 62

Элемент библиографического описания, перед которым не ставится знак препинания.- (точка и тире):


  • сведения об издании

  • сведения об ответственности

  • место издания

  • физическая характеристика

  • серия
63. Задание № 63

Аналитическое библиографическое описание, применяется при описании:


  • сборника

  • журнала

  • статьи из журнала, сборника

  • книги под заглавием
64. Задание № 64

Знаки препинания, которые ставятся при описании данных журнала в аналитическом описании (//Педагогика 2008 №2 С.15-20):


  • , (запятая)

  • :(двоеточие)

  • ; (точка с запятой)

  • / / (две косые черты)

  • .- (точка и тире)
65. Задание № 65

Объектом аналитического библиографического описания документа, является описание:


  • книги оного автора

  • книги двух авторов

  • сборника

  • статьи из сборника

Модуль 2. Информационный поиск
ТЕМА 6 – 8. Электронные информационные ресурсы.

Поиск информации в отдельных базах данных НБ СибГТУ.

Электронный каталог: локальная и сетевая версии.
66. Задание № 66

Выпуски трудов сотрудников СибГТУ можно найти используя каталог:


  • систематический

  • алфавитный

  • предметный

  • электронный

  • топографический
67. Задание № 67

Осуществить поиск книг по теме можно используя каталог:


  • алфавитный

  • топографический

  • электронный

  • систематический
68. Задание № 68

Базы данных, которые отсутствуют в поисковом интерфейсе системы ИРБИС:


  • статьи корпорации МАРС

  • Российской книжной палаты

  • Опыт русского лесоводства

  • каталог трудов научных сотрудников СибГТУ

  • электронный каталог НБ
69. Задание № 69

Элементы, свидетельствующие о наличии полного текста в электронном каталоге:


  • дополнительные ограничения

  • термины запроса

  • ссылка в конце полного библиографического описания

  • кнопка "полный текст документа"

  • ссылка в кратком описании
70. Задание № 70

Вид поиска для нахождения CD, DVD в электронном каталоге:


  • физический носитель информации

  • заглавие

  • вид/тип документа

  • издающая организация

  • тематический рубрикатор
71. Задание № 71

Поиск по теме в электронном каталоге проводится по:


  • автору

  • ключевым словам

  • характеру документа

  • заглавию
72. Задание № 72

Для уточнения результатов поиска по году издания документа, необходимо использовать:


  • логические операторы

  • дополнительные ограничения

  • усечение

  • связанные документы

  • полное описание
73. Задание № 73

Расширить запрос в электронном каталоге можно с помощью:


  • логического оператора ИЛИ

  • логического оператора НЕТ

  • усечения

  • не предусмотрено расширение запроса

  • логического оператора И
74. Задание № 74

Уточнить запрос по электронному каталогу можно используя:


  • логический оператор И

  • логический оператор ИЛИ

  • логический оператор НЕТ

  • меню "Уточняемый запрос"

  • не предусмотрено уточнение запроса
75. Задание № 75

Вид поиска в электронном каталоге, используемый при отборе книг по издательству:


  • характер документа

  • заглавие

  • издающая организация

  • тематический рубрикатор

  • год издания
76. Задание № 76

Вид поиска в электронном каталоге, используемый при отборе литературы по организации. Например: СибГГУ:


  • предметные рубрики

  • индексы УДК, ББК

  • географические рубрики

  • персоналия

  • персоналия (коллектив)
77. Задание № 77

Вид поиска в электронном каталоге, используемый при отборе литературы о Наполеоне Бонапарте:


  • предметные рубрики

  • персоналия "имя коллектива"

  • индексы УДК, ББК

  • географические рубрики

  • персоналия
78. Задание № 78

Отметьте два варианта ответа.

Виды поиска в электронном каталоге, используемые при отборе книг по теме "Высшее образование во Франции":


  • ключевые слова

  • издающая организация

  • географические рубрики

  • страна издания
79. Задание № 79

Отметьте два варианта ответа.

Виды поиска, используемые при отборе книг автора Марининой А. Б. из серии "Детектив глазами женщины":


  • заглавие

  • автор

  • характер документа

  • заглавие серии

  • ключевые слова
80. Задание № 80

Отметьте два варианта ответа.

Виды поиска, используемые при тематическом отборе книг на иностранном языке:


  • ключевые слова

  • географические рубрики

  • издающая организация

  • предметные рубрики
81. Задание № 81

Вид поиска, используемый при отборе учебных пособий:


  • издающая организация

  • вид/тип документа

  • характер документа

  • ключевые слова

  • заглавие
82. Задание № 82

  • Чиркунов, О. А. Кризис модели потребления/ О. А. Чиркунов // Банковское дело. - 2009. - N 1.-С.16-17.

  • Ефанов, М.В. Получение азотсодержащих сорбентов на основе древесных отходов/ М.В. Ефанов, Д.В. Дудкин, А.И. Галочкин // Журнал прикладной химии. - 2002. - Т.75, Вып.10. - С. 1745-1746. - Библиогр. в конце ст.

  • Костенко, А. Еще разо рейтингах/ А.Костенко // Экология и жизнь. - 2009. - N 1. - С. 26.

  • Влияние формиатов и оксалатов металлов на скорость распада октогена / Р. С. Степанов [и др.].; Сиб. гос. технол ун-т// Физика горения и взрыва. - 2004. - Т.40, N5. - С. 86-90. См. ссылку INTERNET. Документ доступен для просмотра в локальной сети НБ
83. Задание № 83

Выбрать один вариант

В качестве заглавия для оформления списка к курсовой или другой работе используют:


  • список основной использованной литературы

  • библиография

  • список

  • список использованной литературы

  • библиографический список
84. Задание № 84

Способ построения материала, не применяемый в библиографических списках:


  • хронологический

  • систематический

  • алфавитный

  • по видам изданий

  • непоследовательный
85. Задание № 85
Отметьте один вариант.
Библиографический список к реферату приводится в:

  • начале документа

  • конце документа

  • приложении

  • конце основной части

  • начале каждого раздела
86. Задание № 86

Установите соответствие между способами и характеристиками построения библиографических списков:

алфавитный расположение библиографических описаний в

хронологический материал располагается по годам публикаций, а

систематический библиографические описания располагаются по

отраслям знаний, темам.

библиографические описания располагают в порядке первых отсылок в основном тексте к документам.

87. Задание № 87

Установите порядок последовательного описания источников в библиографическом списке:


  • законодательные документы

  • нормативные документы

  • основная литература

  • издания на иностранных языках

PAGE_BREAK--Вопросы становления и развития информационной культуры личности обучающегося, его информационной подготовки в вузе к работе со средствами информатизации занимают особое место в исследованиях отечественных и зарубежных авторов. По их мнению, информационная культура личности предполагает формирование необходимых знаний, ценностных ориентации, умений и навыков в работе с информацией, овладение нормами и правилами поведения в информационной среде.
Изучение литературных источников (Брановский Ю.С., Буторин В.Я., Колин К.К., Семенюк Э.П., Шамова Т.И.) показало, что категория «информационная культура» проанализирована в различных взаимосвязях с такими понятиями, вошедшими в научный аппарат педагогики, как «компьютерная грамотность», «компьютерная культура» и «информационная грамотность». Рассмотрим каждое из этих понятий в отдельности. Ключом к пониманию словосочетания «компьютерная грамотность» является слово «грамотность», которое современная отечественная педагогическая наука рассматривает как необходимую ступень и средство личностного становления человека. На самых разных этапах образования «грамотность» означает умение читать, писать и считать. С этой точки зрения, компьютерная грамотность - это умение читать и писать, считать и рисовать, искать информацию и работать с программами на персональном компьютере.
Сегодня под компьютерной грамотностью понимаются:
¨ знания, касающиеся информационной техники и технологии, компьютеров, их потенциала, возможностей и границ использования, а также относящихся к ним основных экономических, социальных, культурных и нравственно-этических вопросов;
¨ совокупность умений и навыков использования компьютеров в своей деятельности:
а) умение инструментального использования ЭВМ (умение пользоваться текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, базами данных и т.д.);
б) умение, характеризующее гуманитарный компонент применения компьютера (умение анализировать ситуации, обусловленные использованием компьютера, описывать результаты воздействия на людей сбоев и отказов системы, умение определять возможность решения задач с помощью компьютера).
В понятие «информационная грамотность личности» включены следующие компоненты:
¨ компьютерная грамотность личности;
¨ знания об информационной среде, законах ее функционирования, а также некоторый объем метазнаний, т.е. знаний об информации;
¨ наличие у личности информационных потребностей широкого диапазона;
¨ умение ориентироваться в информационных потоках;
¨ умения и навыки сохранения информации для повторного использования;
¨ развитость алгоритмического мышления личности.
Компьютерная культура есть термин, охватывающий и регламентирующий полный комплекс аспектов работы человека с информационными технологиями и телекоммуникационными средствами.
К компонентам компьютерной культуры относятся:
а) знание методологии применения информационных и компьютерных технологий (ИиКТ) в различных областях жизнедеятельности человека;
б) понимание соответствующей терминологии, связанной с ИиКТ;
в) знание принципов устройства и работы компьютерной техники;
г) знание конкретных примеров использования ИиКТ;
д) свободное владение навыками работы с компьютером в повседневной профессиональной деятельности;
е) знание основ методов моделирования (математического, логического, дидактического и др.);
ж) понимание принципов, лежащих в основе функционирования телекоммуникационных сетей и умение ими пользоваться:
и) умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью электронно-вычислительной техники и применять их в своей деятельности;
к) умение грамотно сформулировать задачу, возникающую в своей деятельности и реализовывать на практике основные этапы ее решения (структуризация, алгоритмизация, программирование и реализация);
л) соблюдение морально-этических и правовых норм применения ИиКТ.
В связи с широким использованием телекоммуникаций в практической деятельности человека и расширением сферы применения информационных технологий появилась дефиниция «информационная культура». Содержание термина «информационная культура» гораздо шире, чем другие понятия. Оно точнее отражает взаимодействие отдельной личности с окружающими информационными средами и пространством.
Информационная культура предполагает наличие у личности таких качеств, как:
1. информационная грамотность . Она включает:
¨ стройную, логически связанную, преемственную систему знаний информационных технологий, в том числе компьютерных;
¨ умения и навыки любой деятельности, связанной с информацией, а также умения и навыки планирования своей деятельности, проектирования и построения информационных моделей, коммуникации, дисциплины общения и структурирования сообщений, инструментирования всех видов деятельности, использования современных технических средств в жизни;
2. осознанную мотивацию личности на:
¨ удовлетворение своих информационных потребностей на базе знаний ИиКТ;
¨ повышение своего общекультурного, общеобразовательного и профессионального кругозора;
¨ развитие умений и навыков информационной деятельности и информационного общения на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе компьютерных;
3. определенный стиль мышления, главной характеристикой которого являются самостоятельность и креативность.
В настоящее время существуют различные подходы к определению феномена «информационная культура». В научной и учебной литературе публикуется множество взглядов, порой противоположных. Однозначного и всеобъемлющего определения этому понятию исследователи не дают.
Исторический подход к пониманию информационной культуры наиболее полно представлен в работах К.К. Колина, А.И. Ракитова, Э.П. Семенюка и др. В рамках этого подхода делается акцент на анализ генезиса информационной культуры, выявляется ее конкретно историческая и социальная обусловленность и, как результат, предпринимаются попытки формирования исторической модели информационной культуры, в которой и «должны сочетаться временной фактор и перечни компонентов информационной культуры». Генеалогическое информационное древо нашей цивилизации уходит корнями в глубины истории, к простейшим формам информационных связей и информационного общения.
Первую информационную революцию связывают с появлением языка, с технологией устной речи, её передачей, запоминанием, возможностью трансляции в пространстве и времени. Древняя дореволюционная информационная среда была соразмерна индивидуальному человеческому сознанию и отличалась невысокой скоростью распространения информации.
Вторая информационная революция связана с изобретением письменности. Это изобретение позволило не только обеспечить сохранность уже накопленных человеческим обществом знаний, но и повысить достоверность этих знаний, создать условия для их широкого распространения. Кроме этого, появление документальных носителей информации расширило сферу общения, диапазон его форм и возможностей и создало предпосылки для возникновения нового этапа развития информационной культуры.
Изобретение книгопечатания - одна из первых эффективных информационных технологий, приведшая к третьей информационной революции, которая радикально изменила производство (индустриальное общество), культуру и способ организации общественной и исторической деятельности. Произошел взрывообразный рост количества используемых в обществе информационных документов, а самое главное - началось и более широкое распространение информации, научных знаний и информационной культуры. Книгопечатание дало возможность собрать все достижения человеческой мысли предшествующих поколений и ускорить процесс получения знаний, позволило тиражировать тексты для большого количества людей одновременно и потребовало, в свою очередь большего распространения грамотности среди людей.
Четвертая информационная революция, начавшаяся в XIX веке, связана с изобретением и последующим применением в практике электричества и таких средств коммуникации, как радио, телефон, телевизор. Эти средства означали грандиозный переворот с точки зрения скоростей передачи информации, объемов памяти и возможности накопления знаний. Данный этап информационной истории человечества привел к формированию новой личности с иным уровнем информированности и информационной культуры.
Переход к новому электронному этапу информационной истории человечества обеспечила пятая информационная революция, связанная с использованием в практике средств цифровой вычислительной техники. Особенно бурное развитие этот процесс получил в последние двадцать лет, когда были сконструированы и стали широко выпускаться промышленностью персональные ЭВМ. Их появление произвело подлинный переворот в информационной сфере общества, во многом изменило психологию и практику научной, педагогической и производственной деятельности людей.
Сегодня информатизация общества оказывает революционное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, кардинально изменяет условия жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей. Именно поэтому, по мнению К.К. Колина, разворачивающийся на наших глазах процесс информатизации общества следует квалифицировать как новую социотехническую революцию, информационную основу которой составляет шестая информационная революция, результатом которой станет формирование на нашей планете новой цивилизации - информационного общества.
С точки зрения исторического подхода, содержание и характер информационной культуры меняются в условиях трансформации информационной среды жизни общества. Каждый новый этап совершенствования информационной культуры не отвергает составляющие информационной культуры предыдущих этапов, а включает их в себя как необходимые, тем самым обогащая содержание информационной культуры.
На уровне общества информационная культура анализируется в работах М.Г. Вохрышевой, Э.П. Семенюка, А.П. Суханова и др. Информационная культура выступает в этом случае как способ «сглаживания противоречий социального характера посредством их информационного регулирования». Основными носителями информационной культуры выступают социальные группы и социальные институты.
С философских позиций А.П. Суханов определяет информационную культуру как «достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворения потребностей людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки и передачи информации».
Ю.С. Зубов и Н.А. Сляднева рассматривают информационную культуру в разрезе микропроцессов, происходящих в настоящее время в обществе, и считают, что информационная культура - «это методика, методология и мировоззрение общества эпохи информатизации».
Технологический аспект понимания информационной культуры представлен в работах Э.П. Семенюка, К.К. Колина и др.
Так, например, Э.П. Семенюк говорит о том, что информационная культура - это «степень развитости информационного взаимодействия и всех информационных отношений в обществе, мера совершенства в оперировании любой необходимой информацией».
По определению С.М. Оленева, информационная культура представляет собой «методический аппарат оперирования социальной информацией, сложившийся в ходе эволюции общества и накопивший в себе все многообразие способов взаимодействия человека и информации».
Анализ существующих определений дефиниции «информационная культура» показал, что наиболее разработанным аспектом при исследовании проблемы информационной культуры является ее рассмотрение на уровне личности.
Это объясняется тем, что культура не существует без человека, т.е. незаменимостью социокультурной роли личности.

3. Формирование информационной культуры
Важное значение при формировании информационной культуры личности имеет умение в огромном потоке информации определять ее полезность. На мой взгляд, она является основным критерием отбора, анализа и оценки информации при решении конкретной задачи.
В результате проведенных исследований выявлено, что структуру информационной культуры личности обучающихся можно представить по двум направлениям: горизонтально и вертикально.
«Горизонтальная» структура ИКЛ может быть представлена следующими ключевыми понятиями: «нормы», «знания», «значения» и «ценности».
Нормы способствуют поддержанию информационных связей в обществе.
Классифицированы нормы по нескольким основаниям:
1) побуждающие (нужно обязательно делать то или иное) и запрещающие (то, что нельзя делать);
2) общечеловеческие, национальные, классовые, групповые;
3) по степени обязательности - обязательные и не обязательные к исполнению.
Следование различным нормам приводит к тому, что человек в обществе начинает выполнять те или иные роли (член семьи, пассажир в общественном транспорте, пользователь в сети Интернет и т.д.).
Знания как результат процесса познания могут быть выражены в представлениях, суждениях, теориях и законах. Знания также формируют поведение человека.
Значения являются средством соединения двух миров: мира человека и внешнего мира посредством знаков. Особая роль в этом принадлежит символам. Знак или символ представляют собой повод реагировать на них соответствующим образом. Например, знаковость интерфейса настраивает человека реагировать определенным образом на то, что он видит, сидя за компьютером, на экране монитора.
Ценности являются способом регуляции поведения. Они придают смысл человеческой жизни.
Изучение культурологической и психолого-педагогической литературы позволило выделить следующие составляющие или структурные компоненты ИКЛ: когнитивный, содержательный, коммуникативный и рефлексивный.
Ниже рассмотрим конкретно по некоторым социальным подгруппам.
3.1 Школьники
Традиционная система передачи знаний учащимся не может удовлетворить информационные потребности личности. Поэтому современная школа в последние годы стала ориентироваться все в большей мере на самостоятельно и критически мыслящего ученика, умеющего видеть и творчески решать возникающие проблемы. Ключевая роль в прогрессивных школьных и педагогических технологиях отводится самообразованию как процессу, обеспечивающему планомерное и систематическое пополнение знаний путем самостоятельной работы с информационными источниками.
В последнее время при осуществлении Федеральных проектов и программ школы нашей страны оснастились компьютерной и орг.техникой, практически во все школы страны проведен Интернет. Таким образом, увеличивается количество источников получения информации. Из-за появления нетрадиционных источников информации и внедрения их в образовательную среду, необходимо учить пользователей работать с информацией такого вида. И тут возникают противоречия между:
¨ информационной стадией развития цивилизации и недостаточной информационной культурой участников образовательного процесса;
¨ потребностями общества в инициативных, творчески мыслящих, быстро перестраивающихся кадрах и репродуктивным характером образования;
продолжение
--PAGE_BREAK--¨ системным характером образовательного процесса и недостаточно организованным внедрением информационно-коммуникационных технологий в практику школы.
Одной из целей развития образования должно быть гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни. Все это в современном обществе невозможно без знаний, умений и навыков работы с информацией с применением компьютерной техники.
Отмеченные противоречия позволяют сформулировать проблемы вышесказанного:
¨ необходимость создания единой информационной образовательной среды на базе конкретной школы;
¨ развитие информационной культуры участников образовательного процесса путем использования информационно-коммуникационных технологий.
Проблема развития информационной культуры пользователей является сегодня одной из важнейших в образовании. Низкий уровень информационной культуры учащихся затрудняет их адаптацию и социализацию, препятствует профессиональной ориентации и становлению как полноправных членов общества. Низкий уровень информационной культуры педагогов влечет репродуктивный характер образования.
Главной целью образования становится – развитие информационной культуры учащихся, т.е. подготовить их к жизни в профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать ее возможности и защищаться от негативных воздействий.
Для достижения цели необходимо решение ряда образовательных задач:
1. Овладение представлениями об информации (информационных процессах) как одном из основополагающих понятий, лежащих в фундаменте современной картины мира, об единстве информационных принципов строения и функционирования самоуправляющих систем различной природы, о роли информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека в информационном обществе.
2. Развитие алгоритмического и эвристического мышления, создание условий для повышения креативности, формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимального решения.
3. Овладение представлениями об обучении и самообучении как особых видах информационных процессов, привитие умений использовать информационные технологии в образовании, в том числе и других предметах, нежели информатика.
4. Создание мотивации к правильному социальному поведению в глобальной информационной среде на основе соответствующих норм.
5. Подготовка к широкому практическому использованию информационных технологий в различных сферах жизни и деятельности, овладение основными средствами компьютерных технологий. Информационную культуру будем понимать как уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию, но и так же как качественную характеристику жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения, использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности. Развитие информационной культуры формирует во всех странах группы людей, которые духовно объединены общностью понимания тех проблем, в решении которых они включены. Информационная культура органически входит в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество. Она приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека, что приводит, в общем, к информационному обществу. Для развития информационной культуры в школе может быть организован научно-информационный центр (НИЦ).
Занятия в НИЦ служат:
формированию, у учащихся, современной информационной картины мира;
формированию информационной культуры учащихся школы;
формированию навыков использования информационных технологий, как основной составляющей профессиональной деятельности в современном информационном обществе,
формированию знаний об устройстве и функционировании современной вычислительной техники;
формированию творческой личности, развитию у учащихся теоретического мышления, памяти, воображения;
воспитанию подрастающего поколения, направленному на формирование у обучаемых, гражданственности, нравственности и высокой морали. НИЦ совмещает в себе кабинет информатики, библиотечные фонды в виде справочной, энциклопедической, научно-популярной и художественной литературы, и предназначен так же для проведения урочных и внеклассных занятий по различным предметам с использованием современных технических средств. Основной функцией НИЦ является объединение информационного пространства школы для достижений главной цели – развития информационной культуры участников образовательного процесса. Функционирование НИЦ, библиотеки, совмещенной с НИЦ, концентрирующих и распространяющих перспективные технологии обучения, сможет перевести процесс обучения на более высокий уровень, предполагающий использование не только программно-методического обеспечения, но и самых разнообразных средств обработки и передачи информации, а также учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с компьютером. Складывается ситуация недостаточной работы по формированию информационной грамотности, развитию информационной культуры участников информационного процесса, отсутствие целенаправленной и последовательной системы, дающей представление об информации и способах ее получения и обработки. Основными направлениями работы по развитию у школьников информационной культуры являются:
Создание единого информационного и образовательного пространства.
1. Преподавание “Информатики и ИКТ”.
2. Обучение по различным предметам с использованием средств ИКТ.
3. Организация внеклассной деятельности с применением средств ИКТ.
4. Воспитательная работа, школьное самоуправление, взаимодействие с обществом и т.д. при помощи ИКТ.
5. Обучение педагогических кадров в рамках информатизации школы.
Организация внеклассной работы по развитию информационной культуры учащихся, освоение ИКТ в рамках их использования в образовательных областях, вне классно-урочной деятельности осуществляется в ходе:
¨ поиска информации в Интернете и других источниках;
¨ фиксации (записи) информации об окружающем мире;
¨ формирования собственных информационных массивов и гиперструктур, включающее написание текстов и создание других информационных объектов;
¨ подготовка выступления и само выступление с использованием презентационных инструментов;
¨ получение по телекоммуникационным каналам необходимой информации об учебном процессе, размещаемой учителем (конспекты, домашние задания, Интернет ссылки, тренировочные контрольные работы и т. д.);
¨ самостоятельное построение и исследование математических моделей (например, решение задач по физике), прежде всего в виртуальных конструкторах.
Информатизация внеклассной работы – одно из условий создания учебной архитектуры, открытой с точки зрения как обучаемого, так и обучающего. Практически речь идет о свободном доступе школьников и педагогов в НИЦ во внеурочное время для самостоятельного поиска и обработки значимой для них информации.
Несмотря на обилие информационных технологий, книга – основной источник знаний. Именно посещая НИЦ во внеурочное время ученики могут выполнить любое домашнее задание со словарем или справочником по любому предмету; написать доклад или реферат; прочитать художественное произведение и ознакомиться в критической литературой на него.
Как видим, из опыта работы школы, формирование информационной культуры учащихся более эффективно происходит в условиях школы полного дня, где отработка навыков и умений применения информационных технологий в решении насущных задач, происходит через объединение урочной и внеурочной деятельности.
3.2 Студенты / специалисты
Формирование информационной культуры читателей-студентов и молодых специалистов – важная задача не только учебных заведений, но и библиотек. В нашей стране обучение основам информационных знаний, умений и навыков осуществляется посредством специально организованной подготовки пользователей информации в рамках учебных дисциплин высших учебных заведений. Основная роль в реализации этой задачи традиционно отводится библиотекам. Для молодых людей, будущих специалистов информационные технологии открывают доступ к информации, а значит к знаниям, дают новые возможности для повышения профессионализма и творчества, приобщают к ценностям мировой культуры. Поэтому формирование информационной культуры читателей-студентов и молодых специалистов – важная задача. Но выполнение этих задач возможно лишь при использовании современных компьютерных технологий в библиотеке.
Как только в библиотеках страны были подготовлены для широкого пользования электронные каталоги с базами книг, авторефератов и диссертаций, а так же скомплектовано достаточное количество электронных изданий, перед библиотекарями встал вопрос о готовности читателей пользоваться этими ресурсами. Опрос студентов первого курса показал, что только примерно 20% из них имеет представление и могут пользоваться информационными ресурсами.
Но кроме элементарной компьютерной грамотности, способности ориентироваться в огромных потоках информации, критически оценивать ее, информационная культура предполагает умение будущего специалиста самостоятельно пополнять недостающие знания в профессиональной области и моделировать свое информационное поведение. После этого многими сотрудниками библиотек были подготовлены программы: элективный курс “Основы культуры чтения” для студентов 1 курса, программы для средних курсов, выпускников и молодых специалистов, так как с каждым этапом, информация углубляется, конкретизируется и усложняется. Цель курса – выработать у студентов теоретические и практические знания и умения рационально использовать информацию и информационные технологии в образовательном процессе.
Постоянно совершенствуя процесс адаптации пользователей к новой информационной среде и формирования информационной культуры студентов и молодых специалистов, библиотеки ВУЗов, не только ставят перед собой сложные задачи, но и подчас успешно их решают.
Обучение - это, в первую очередь, средство воспитания. Условно воспитание можно разделить на три направления: нравственное, эстетическое и трудовое. Естественно, что в процессе обучения большое внимание уделяется познавательному аспекту. Это не только знания об основных понятиях информатики, структуре персонального компьютера и его программном обеспечении, но формирование мотивации к овладению этими знаниями, развитие рефлексивной позиции учащихся.
В процессе обучения мы должны не только передавать знания, но и развивать учащихся. Именно информатика может развить психические функции, связанные с информационной и алгоритмической деятельностью, мотивацию к дальнейшему овладению ИК, готовность к самостоятельной работе после вуза.
Социальный аспект ИК заключается в том, что студент овладевает необходимыми умениями для передачи, транслирования информации, развивает коммуникативные способности.
Воспитательный, познавательный, развивающий и социальный аспекты ИК взаимосвязаны, они проникают друг в друга, взаимодействуют между собой, а потому должны быть включены в систему обучения на равных правах. А как определить, на каком уровне сформирована информационная культура у будущего специалиста? Основными критериями сформированности информационной культуры студентов являются их знания и умения, а также интересы и мотивы информационной деятельности, сформированность рефлексивной позиции. Анализируя мировоззренческий и психолого-педагогический компоненты знаний, напрашивается вывод, что этим направлениям в наших вузах уделяется пока недостаточно внимания. Особенно хочется обратить внимание на необходимость формирования мировоззренческого компонента, так только он позволит создать у будущего специалиста наиболее целостное представления об информатике, ее возможностях и месте в среде других наук.

3.3 Педагоги / преподаватели
Проблема формирования информационной культуры педагога представляется сегодня одной из важных проблем высшей школы. Ее решение в области профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов сегодня начинает активно обсуждаться. При создании этой концепции я исходила из главной идеи о том, что формирование информационной культуры педагога должно предусматривать использование проектно-рефлексивного подхода, который отражает несколько идей:
1. развитие информационной культуры педагога возможно только в деятельности, требующей от педагога интеграции его компьютерной компетентности с педагогической компетентностью;
2. не всякая деятельность может способствовать развитию информационной культуры педагога. К деятельности, обладающей такой возможностью, мы относим проектную деятельность, выполняемую педагогом с применением информационных технологий. Результатом такой деятельности выступает, с одной стороны, авторское решение определенной педагогической задачи (например, блочно-модульная организация изучения темы), а с другой стороны, результат проектной деятельности заключается в повышении качества образования обучающихся, в развитии информационной культуры обучающихся и самого педагога;
3. формирование ИК педагога требует развития рефлексивных процессов, которые выступают системообразующим фактором развития психологического, деятельностного и информационного компонентов ИК, оказывая воздействие на способности педагога интегрировать названные аспекты в своей профессиональной деятельности;
4. развитие рефлексии как основы формирования ИК требует специальной работы педагога по анализу собственной проектной деятельности, выполненной с применением информационных технологий. Анализ должен осуществляться по двум направлениям:
¨ выявление психических состояний, которые возникали у самого педагога;
¨ выявление психических состояний обучающихся.
Для педагога важно выяснить собственные психические состояния в ходе информационной деятельности по созданию проекта и в процессе его реализации в обучении и воспитании обучающихся. Это позволит почувствовать психические состояния, которые могут возникать у обучающихся при ознакомлении с результатами проектной деятельности педагога. Второе направление анализа важно осуществить для того, чтобы максимально приблизиться к уровню восприятия, переработки, осмысления, оценки обучающимися предлагаемой информации и способов ее трансформации в презентацию. Важность этого анализа и в том, что он позволяет учесть особенности информационной культуры обучающихся для организации учебно-познавательной деятельности и одновременно с этим развития их информационной культуры;
продолжение
--PAGE_BREAK--

Тест на тему: «Информационная культура и грамотность».

1. Информационная культура это -

  1. стереотипов;
  2. связанных;
  3. поведения;
  4. совокупность;
  5. правил;
  6. с информационным;
  7. норм;
  8. в обществе;
  9. обменом.

2. Сопоставьте понятию, раскрывающее его суть, определение.

  1. Информационная культура пользователя;
  2. Информационная культура общества.

А. способность ***: эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций; и применять передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий.

Б. умение *** целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи информационные компьютерные технологии.

3. Что из ниже перечисленного не является основой формирования информационной культуры?

  1. Знания об информационной среде;
  2. Принцип узкой специализации;
  3. Знания о законах функционирования информационной среды;
  4. Умение ориентироваться в информационных потоках.

4. Какое из нижеперечисленных определений информационной культуры, в широком смысле раскрывает суть понятия?

  1. это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.
  2. оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач;механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации;развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.

5. Укажите обязательный набор навыков специалиста информационного общества

  1. Дифференциация информации;
  2. Выделении значимой информации;
  3. Выработка критериев оценки информации;
  4. Производство информации и использование её;
  5. Способность обеспечить безопасность конфиденциальных данных.

6. Что послужило точкой отсчёта истории информационной культуры:

  1. Зарождение письмнности;
  2. Смена формального отношения к сигналу на содержательное;
  3. Появление первой школы журналистики;
  4. Появление сети интернет.

7. Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений?

  1. Наличие знаний и умений для эффективного поиска информации;
  2. Наличие знаний и умений для обращения с любой известной информационной системой;
  3. Способность самостоятельно обеспечить комфортные условия обработки имформации;
  4. Наличие знаний и умений для организации и реорганизации информации.

8. Какие из следующих понятий являются родственными по отношению к понятию «информационная грамотность»?

  1. Информационная этика;
  2. Компьютерная грамотность;
  3. Медиаграмотность;
  4. Информационная компетентност.

9. Является ли компьютерная грамотность обязательной частью информационной грамотности?

10. Какие из ниже перечисленных мероприятий играют ведущую роль в развитии современной информационной культуры?

  1. Ежегодный съезд IFLA;
  2. Форум IFETS;
  3. Ежегодное проведение выставки Е3;
  4. Открытые заседания ISO.

11. Какая из концепций шире?

  1. Информационной культуры;
  2. Информационной грамотности.

Ответы на тест:

  1. 4, 7, 5, 1, 3, 2, 6, 9, 8;
  2. 1Б, 2А;
  3. 1, 2, 3, 4;
  4. 1, 4;
  5. 2, 3, 4;

В рассмотрении сущности информационной культуры педагога ученые выделяют в качестве основных структурных элементов этого явления когнитивный (знания и умения в области информатизации и компьютеризации), процессуальный (информационные технологии), технический (возможности компьютера), аксиологический (ценности, направленность на работу с информацией), психологический (готовность и способности), профессионально-деятельностный (связь информационной деятельности с профессией).

Основное внимание уделяется первым трем элементам - когнитивному, процессуальному и техническому. Имеются достаточно представительные перечни элементов знаний и умений, необходимых педагогу для овладения информационной культурой. Что касается психологического аспекта, то он исследован в меньшей степени. Поэтому в своем исследовании мы поставили перед собой задачу изучить именно этот аспект, чтобы дополнить сущностное представление об информационной культуре педагога. Наша позиция заключается в следующем.

Информационную культуру педагога необходимо рассматривать как сложное системное образование, отражающее интеграцию знаний о человеке и культуре человечества; информационная культура отражает уровень развития социума, национальную, экономическую, экологическую, техническую и другие стороны развития общества. Информационная культура взаимосвязана с другими видами культур.

Современный педагог, обладающий информационной культурой, открыто демонстрирует собственный опыт, свое информационное поведение ученикам. В этом проявляется не только открытость как универсальная черта современного гражданина, члена общества, но и педагогическая функция, функция социализации, когда опыт информационного поведения передается другим поколениям вместе со знанием информационных технологий, отношением к ценностям в информационной среде и др. Данная направленность как характерная черта педагога отражает еще одну особенность информационной культуры педагога. Педагог не может не обращаться при изучении вместе с учащимися каких-либо явлений, событий, процессов и фактов и использовании при этом добытой в Интернете информации или информации, переработанной из литературных источников на основе информационных технологий, к таким вопросам, которые отражают его собственное информационное поведение: можно ли улучшить вариант презентации материала? кто из учащихся может предложить другой способ презентации? не встречал ли кто из учеников в Интернете еще какую-либо информацию, имеющую отношение к рассматриваемой теме? не хотел бы кто-то найти дополнительную информацию к следующему уроку? и т. д.

Таким образом, информационная культура педагога отличается четкой направленностью на использование информационных технологий в своей профессиональной деятельности со следующими целями:

  • - применение методов и приемов обучения с использованием современных компьютерных программных продуктов, их демонстраций;
  • - организация учебно-познавательной деятельности учащихся с применением информационных технологий;
  • - реализация эмоционально-ценностного компонента содержания образования с помощью демонстрации возможностей информационной образовательной среды в получении и переработке, трансформации и хранении информации (увеличение объема информации, ее наглядность, оперативность ее получения из различных источников и пр.);
  • - установление за счет собственного информационного поведения более тесного контакта и взаимопонимания с учащимися и коллегами, что способствует усилению педагогического воздействия;
  • - повышение не только уровня собственной профессиональной деятельности, но и качества обучения, воспитания и развития учащихся;
  • - создание условий для развития у учащихся потребности в применении информационных технологий на практике.

От педагога требуются дополнительные способности. У педагога должна быть развита особая интуиция, чтобы определить наиболее удачный с точки зрения восприятия учениками вариант презентации найденного материала, особая чувствительность должна быть и по отношению к источникам - например, какой источник использовать самому, а какие иметь в виду, предлагая поиски учащимся? Эти и другие особенности показывают, что у педагога должны быть интегрированы разные способности - технические, информационные, педагогические, методические, психологические. При этом синтез данных способностей должен обеспечить успешность действий педагога с тем, чтобы успешными оказались действия учеников. Называя различные способности, которые необходимы педагогу, мы тем самым обращаем внимание на психологические особенности человека, отвечающие за его информационную культуру, на важность изучения данного аспекта, открывающего дополнительное направление в формировании и развитии информационной культуры педагога.

Представим наше видение сущности психологического компонента информационной культуры педагога с опорой на концепцию индивидуальности человека, разработанную профессором О. С. Гребенюком.

Обращение к данной концепции продиктовано тем, что она отражает интегрированную характеристику психических возможностей человека, благодаря которым он впитывает социальный опыт и формирует собственный уровень человеческой культуры. Индивидуальность человека характеризует развитие таких психических сфер, как мотивационная, интеллектуальная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая, экзистенциальная и сфера саморегуляции. Каждая сфера, в свою очередь, включает характеристику психических свойств и качеств, психических функций человека, отличающихся по уровню развития у всех людей. Индивидуальность как понятие находится в диалектическом единстве с понятием личности человека. Взаимосвязь этих понятий отражает механизм социализации человека: усвоение накопленного человечеством опыта невозможно вне психической деятельности. Поэтому развитие культуры требует развития индивидуальности человека. На наш взгляд, рассмотрение информационной культуры с точки зрения индивидуальности человека позволит сложить более дифференцированную характеристику этого вида культуры и указать внутренние факторы ее развития.

Информационная культура, должна включать достаточно высокие уровни развития таких свойств и качеств психики и личности человека, которые придают профессиональной деятельности педагога отличительные качественные характеристики (меняют индивидуальный стиль деятельности, развивают компетентность педагога, повышают его авторитет у учащихся и коллег и т. д.).

Опираясь на сущностное представление о культуре и эмпирические данные, полученные в более чем 200 мероприятиях типа научно-методических конференций, научно-практических школ, тренингов и др., осуществленных в рамках проектной деятельности, мы представляем информационную культуру педагога как характеристику индивидуальности и личности в единстве. педагог образование информационный культура

Характеристики сфер индивидуальности педагога отражают психологические составляющие его информационной культуры. Значение выделенных характеристик - в том, что они указывают на внутренние факторы становления информационной культуры, на критерии оценки информационной культуры, на возможности саморазвития (самосовершенствования) информационной культуры.

Обобщая наше видение информационной культуры педагога, отметим:

  • - сущность данного явления выражается не только в наличии у специалиста знаний и умений в области компьютеризации и информатизации, в его компьютерной грамотности и умении реализовывать ее в педагогической деятельности, но и в наличии специальных методических умений, позволяющих гибко, вариативно использовать знание информационных технологий и получаемую информацию для организации учебно-познавательной деятельности учащихся, для формирования их информационной культуры в педагогическом процессе;
  • - как сложное явление информационная культура педагога может быть представлена следующими компонентами: информационно-содержательным, психологическим (личностным), деятельностным, которые включают как уже сложившиеся в науке и практике представления о знаниях и умениях, способностях и качествах специалиста в рамках информационной культуры, так и новые, специфичные для педагога.

Культура - это сложноорганизованный комплекс развивающихся знаковых систем, предназначенных для хранения и трансляции социального опыта, комплекс «надбиологических» внегенетических программ человеческой жизнедеятельности. Знаковой системой, закрепляющей и передающей социальный опыт, может стать функционирование субъектов поведения, общения и деятельности. Педагог, демонстрирующий ученику способы и приемы работы, образцы поведения и отношения к жизни, обретает функцию знаковой системы, транслирующей программы поведения, общения и деятельности. Следовательно, мы можем рассматривать педагога как часть особой системы информационных кодов (культуры), обеспечивающей воспроизводство и развитие общества.

Информационной культуры (ИК) педагога должно предусматривать использование проектно-рефлексивного подхода, который отражает несколько идей:

  • 1) развитие информационной культуры педагога возможно только в деятельности, требующей от педагога интеграции его компьютерной компетентности с педагогической компетентностью;
  • 2) не всякая деятельность может способствовать развитию информационной культуры педагога. К деятельности, обладающей такой возможностью, мы относим проектную деятельность, выполняемую педагогом с применением информационных технологий. Результатом такой деятельности выступает, с одной стороны, авторское решение определенной педагогической задачи (например, блочно-модульная организация изучения темы), а с другой стороны, результат проектной деятельности заключается в повышении качества образования обучающихся, в развитии информационной культуры обучающихся и самого педагога;
  • 3) формирование ИК педагога требует развития рефлексивных процессов, которые выступают системообразующим фактором развития психологического, деятельностного и информационного компонентов ИК, оказывая воздействие на способности педагога интегрировать названные аспекты в своей профессиональной деятельности;
  • 4) развитие рефлексии как основы формирования ИК требует специальной работы педагога по анализу собственной проектной деятельности, выполненной с применением информационных технологий. Анализ должен осуществляться по двум направлениям:
    • - выявление психических состояний, которые возникали у самого педагога;
    • - выявление психических состояний обучающихся.

Для педагога важно выяснить собственные психические состояния в ходе информационной деятельности по созданию проекта и в процессе его реализации в обучении и воспитании обучающихся. Это позволит почувствовать психические состояния, которые могут возникать у обучающихся при ознакомлении с результатами проектной деятельности педагога. Второе направление анализа важно осуществить для того, чтобы максимально приблизиться к уровню восприятия, переработки, осмысления, оценки обучающимися предлагаемой информации и способов ее трансформации в презентацию. Важность этого анализа и в том, что он позволяет учесть особенности информационной культуры обучающихся для организации учебно-познавательной деятельности и одновременно с этим развития их информационной культуры;

5) реализация проектно-рефлексивного подхода обеспечит развитие информационной культуры педагога, если будет предусматривать целенаправленную деятельность по ее формированию, развитию и саморазвитию у самого педагога, а также, если педагог будет заниматься специально формированием и развитием информационной культуры обучающихся.

Как показывает практика, педагоги редко отслеживают в процессе работы свои реакции, состояния, ощущения, хотя это также является следствием их взаимодействия с обучающимися. По мнению С.А. Циттель, педагогическая деятельность рефлексивна по своей природе. В связи с этим принципиальное значение имеет развитие у студентов, преподавателей вузов и учителей информационно-педагогической рефлексии, воспитание потребности в ней.

Известно, что обучающиеся далеко не всегда способны самостоятельно вычленять в учебной деятельности различные ситуации, требующие рефлексивного осмысления. Они должны быть выделены педагогом и даны обучающимся как особые задачи, требующие от них специфической мыслительной деятельности. Как видим, педагог должен обладать соответствующими умениями.

Таким образом, бучения педагогов рефлексивной деятельности при использовании информационных технологий для составления учебных проектов, для проектирования собственной деятельности в процессе обучения. Вместе с этим актуальной становится проблема разработки и включения в методическую систему обучения педагогов проектно-рефлексивной деятельности системы специальных задач и заданий. С одной стороны, задач, отражающих специфику учебного предмета (в том числе и такого предмета, который является не самоцелью, а дополнением к основным общеобразовательным дисциплинам, - это информационные технологии). И с другой, таких, решение которых требует различных видов и форм рефлексии.

Для развития информационной культуры педагога на основе проектно-рефлексивного подхода важным является положение о том, что воздействие на педагогическую практику должно иметь два вектора:

  • 1) преобразование рефлексии педагога-практика (результатом такого преобразования должно стать появление умения педагога выделять способы действий, затрагивающие реальное изменение обучающихся, их способностей, механизмов сознания);
  • 2) изменение самих способов действия педагога-практика через его рефлексию прошлого опыта, осознания ограничений прежних способов работы.

Безусловно, первое и второе направления изменений связаны друг с другом. Меняя рефлексию и осознание своего собственного действия, человек очень часто меняет характер построения действия. Но это, как правило, происходит в тех случаях, когда человек в рефлексии выделяет способ своего действия.

Итак, кратко проектно-рефлексивный подход к формированию информационной культуры педагога обладает, свойством усиливать педагогическую и психологическую основу процесса профессиональной подготовки, что способствует развитию не только знаний и умений в области информационной деятельности, но и развитию способностей (рефлексировать, предвосхищать, обеспечивать понимание информации и др.), необходимых для эффективного использования информационных технологий в педагогической деятельности.

Читайте также: